В октябре прошлого года правительством был создан ГУП «Управление пассажирского транспорта», который должен решить проблемы пассажирских перевозок в Туве. Они должны быть безопасны для пассажиров и самих водителей.
Официально в Туве зарегистрировано 864 предпринимателя, занимающихся пассажироперевозками – международными перевозками занимаются девять человек, они ездят в Китай и Монголию. Межрегиональными - 312 предпринимателей. Остальные возят пассажиров по районам республики. Об этом рассказал и.о. директора ГУПа Алексей Монгуш. «Федеральный закон о пассажирском транспорте появился только в 2003 году, следом был принят Закон о пассажирском транспорте в РТ. Эти законы должны регулировать сферу. Но за десять лет ничего не сделано. Сегодня более 70% перевозчиков в Туве находятся «в тени» - работают без документов на предпринимательство, не платят налоги. А часть прибыли, ходят слухи, отдают так называемой «крыше». Отсюда – аварии на дорогах, столкновения автобусов, везущих пассажиров из Тувы о бордюры. Недавно был случай в Красноярском крае со смертельным исходом. Что делать, с кем ездить и на кого положиться? Более, чем актуальнейшие вопросы. В 2010 году издан закон о том, чтобы пассажиры только на автовокзале покупали билеты и были застрахованы на время поездки. Индивидуальный предприниматель, осуществляющий рейс, имеет лицензию, платит налоги. В автобусе, как предусматривает закон, должны быть установлены спутниковая система «ГЛОНАСС» и тахограф – прибор, который контролирует работу водителей.

«Но в законе есть лазейка, - говорит Алексей Монгуш, – так называемые «заказные» рейсы, следуя по которым, ничего из вышеперечисленного предпринимателю иметь не обязательно и докопаться к нему очень сложно. Территориальный отдел Госавтодорнадзора по Туве (транспортная инспекция) в этом случае требует одно - чтобы у него были записаны имена тех, кто «заказал» этот рейс, то есть всех пассажиров, и он должен до выезда сдать этот список в транспортную инспекцию. Большинство перевозчиков у нас ездят по «заказным» рейсам, и фактически ни за что не несут ответственности». Сейчас решается вопрос об изменении статьи в законе о «заказных» рейсах. Одна из основных проблем, по словам Алексея Монгуша, - это нехватка местных перевозчиков: «Здесь идет конкуренция, все имеют право на место под солнцем». Сейчас по регулярным перевозкам, например, в Абакан и Красноярск, ездят автобусы Кызылского «Пассажирского АТП», Ермаковское АТП, красноярская «Автоколонна 1967» и несколько наших предпринимателей. У красноярцев и ермаковцев есть большой автопарк, они осуществляют регулярные перевозки на паритетной основе. То есть 50% перевозок осуществляют засаянские перевозчики, а 50% должны осуществлять наши. Но так как наши перевозчики не хотят заходить на регулярные межрегиональные перевозки, их «долю» перевозок берут на себя засаянцы». Есть и другие проблемы в вопросе перевозок. Например, отсутствует транспорт, который положен по региональным и районным перевозкам. Для таких перевозок нужны автобусы среднего класса, которые стоят от 1,5 до 3 млн. рублей и большого класса, стоимостью от 3 млн.

Предприниматели не могут купить такие дорогие автобусы, и вынуждены ездить в другие регионы на далеко не новых автобусах, а по районам перевозить пассажиров на «Газелях», «Истанах», «Хайсах». Что чревато трагедиями. Профессиональный уровень водителей тоже оставляет желать лучшего. Проблем с пассажироперевозками – море. А как их решить? Как считает руководитель ГУПа Алексей Монгуш, нужно устранить «заказные» перевозки, в первую очередь, для безопасности пассажиров. Нужно убирать так называемые «пятачки», а рейсы с регулярными с графиком движения, с отметками в путевых листах должны осуществляться с автовокзалов, чтобы создать комфортные условия для пассажиров. Необходимо, чтобы водители проходили предрейсовый и послерейсовый осмотр, а транспорт – техосмотр. Это мы сделали. Вероятно, перевод пассажироперевозок на «законные рельсы» займет не один год. Но, может быть, тогда мы будем садиться в автобусы без опаски. (по информации «Плюс-Информа»)