Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Постимся постом приятным

26 февраля 2018
3654
Постимся постом приятным

В этом году Великий пост начался сравнительно рано, 19 февраля и будет продолжаться до 7 апреля включительно, то есть, практически до другого праздника – Благовещения, что хоть и случается, но сравнительно редко.

Что такое пост?

И для чего он нужен православному человеку? И можно ли обойтись без поста? Можно. Так поступили протестантские христиане, совершенно отказавшись от длительных постов, считая их ненужным истязанием плоти, так же поступают и атеисты, которые предпочитают поставить во главу угла дела рук человеческих. А вот у православных верующих совершенно особое отношение к посту, который воспринимается ими как часть пути духовного роста. Вот как красиво высказался о посте игумен Тихон Борисов:

«Пост – это такое безбрежное море, в котором любой может обрести свою глубину. Это духовный сад, где для каждого найдутся прекрасные цветы, плоды и другие произрастания. Великий пост – это совершенно особое духовное пространство церковного года. Глубокое, густое, насыщенное, таинственное, молитвенное, вдохновенное, творческое созидательное пространство. Это общий для всех нас Путь, но он имеет столько личностных граней, оттенков, полутонов, что каждый найдет в этом духовном путешествии что-то свое, особенное, необходимое конкретно ему».

Пост, в который сейчас вступили православные христиане, называется великим не столько потому, что он самый строгий, продолжительный и напряженный, а потому что велика цель его – Пасха. Но чтобы приблизиться к главному православному празднику в том несравненном, особом праздничном состоянии благодати, необходимо усилие. А это и усердие в молитве с поклонами, и воздержание от мясной и молочной пищи, и особое покаяние через исповедь, и непрестанный плач о своих грехах. И всё это ради вселенского пира православной веры – Воскресения Христова.

В чем суть праздника?

Что он даёт людям, верующим в него? Есть такое понимание в христианстве – личные отношения с Богом. Не многие верующие правильно осознают, что это такое. Чтобы это понять, иногда приводится такое сравнение. Человек, живущий в городе, может знать имя своего градоначальника, что-то слышать о нём, видеть по телевизору, даже может уважать его за какие-то профессиональные или человеческие качества, но личного знакомства с ним не иметь просто потому, что никто его с ним не познакомил. И вот эту функцию – познакомить человека с Богом – осуществил своим подвигом, своим учением, всей своей земной жизнью Иисус Христос.

А зачем человеку нужен Бог? Почему он должен стремиться к встрече с Ним? Почему он так жаждет этого знакомства, молится, верует, постится? По мнению святых отцов человек без Бога – ничто, какого бы совершенства он не достиг в профессиональной, либо какой-то другой деятельности, и как бы высоко не взобрался по социальной лестнице. Редко кому удаётся прожить жизнь без повреждения своей души. Где-то ради достижения своей цели солгал, кого-то несправедливо пододвинул, осудил или обрёк на нищенское существование, обворовал или ограбил, – все это только маленькая толика в копилке плохих дел.

Нередко можно услышать лозунг: «Ради достижения цели все средства хороши!». А действительно ли хороши? Иисус Христос сказал: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретёт, а душе своей повредит?». Ибо всё, что человек достигнет: слава, богатство, власть, – останутся на земле, и только душа его, как бессмертная субстанция, вознесётся на небо. По мнению святых отцов: она вернётся домой– туда, откуда пришла к человеку, внедрившись в тело. Ибо человек – это душа и тело в соединении. Но если тело без души – труп, и жить не может, то душа без тела вполне себе существует. Вопрос только: как и где? Точнее – куда? Куда вознесется душа после смерти человека? Согласно христианскому учению, существует только два места, куда она может отправиться. Это – либо ад с его вечными муками, либо рай с вечным покоем и блаженством. Поэтому, образно говоря, рай – это конечная цель жизни человека, а чтобы её достичь и существует такое религиозное понятие, как духовный рост, который и предваряет спасение. И об этом Иисус Христос тоже неоднократно говорил, и даже продемонстрировал своей жизнью, когда и постился сорок дней в пустыне, и молился до кровавого пота в Гефсиманском саду. Поэтому, чтобы спастись, есть три великих занятия человека, угодных Богу – пост, молитва и милостыня.

Пост – как способ изменить себя

Великий подвижник Русской Церкви Преподобный Серафим Саровский сказал: «Спаси себя сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». То есть, когда человек меняет свой внутренний мир, меняется и его окружение. Вот как вкратце можно объяснить суть Благой вести христианской веры:

«Если у тебя самого ад в душе, что же ты плачешься, что и весь мир настроен против тебя? Ты измени себя, следуя заповедям божиим, а Господь изменит все остальное».

И для того, чтобы менять себя в правильном направлении и существует пост. Святые отцы говорят, что человек в своей жизни должен выстроить отношения с Богом, с самим собой и людьми. Богу нужна от нас молитва, в которой, как составляющие, должны быть славословие (хвала и благодарность), просьбы и покаяние. По отношению к самому себе человеку нужна строгость, воздержанность и обладание собой. И пост этому помогает. А по отношению к близким людям нужна от человека милость. А это и любовь, и доброта, и щедрость.

Итак, Богу – молитва, к себе – строгость, к ближнему – милость. Если что-то из этого потерять, человек рискует исказить свою духовную жизнь. Ели только постится, забыв о молитве и милости, пост превращается в диету, цель которой не движение к Богу, а сброс лишних килограммов. К тому же пост без молитвы – это изнурительный и, чаще всего, бесполезный труд. Но в понимании некоторых верующих, а тем более – неверующих, пост – это только ограничение себя в мясе и молоке, что совершенно неправильно.

В последнее время многие священнослужители говорят, что лучше съесть кусок колбасы в пост, чем, образно говоря, «сожрать» соседа в осуждении или зависти. Ибо пищевое нарушение – это гораздо меньший грех, если человек в посте забывает о самом главном – о спасении души. А это и отказ от осуждения (не судите да не судимы будете), и от гнева, и зависти, и от наркотических привязанностей. И здесь речь идёт не только о наркотиках, алкоголе и курении. Сюда можно соотнести и просмотры развлекательных телепередач, бесконечное зависание в Интернете (страсть к сплетням и новостям гламурной жизни), компьютерные игры и даже безвинную, казалось бы, привязанность к бесконечным детективным сериалам и разного рода ток-шоу. Все это отвлекает человека от молитвы, от хождения в церковь, от поста.

Еще святые отцы говорят о том, с каким настроем человек подходит к посту. Если так, что это некая дисциплинарная обязанность, которую наложила Церковь, и которую нужно просто постараться исполнить, как говорится, без души и понимания, то такой пост принесёт человеку только изнурение и желание, чтобы всё это поскорее закончилось. Но не принесёт ни благодати, ни истинного покаяния, как основного средства для спасения души. Именно при таком бездумном подходе часты падения, а именно отход от поста, срывы. Ибо как только человек скажет себе, я буду соблюдать пост, не буду вкушать мясо и рыбу, как у него сразу появляются искушения, иной раз даже как из рога изобилия: то на день рождения пригласят, то друг из дальних стран приедет, то сосед чем-то изысканным угостит. И везде шумное застолье, запретные продукты, алкоголь.

Чтобы не укорять себя в послаблении

Некоторые священники советуют заранее обговорить с духовником и врачом некоторые условия поста. Для кого-то приемлемо оставление в рационе питания молочных продуктов, если это необходимо для поддержания здоровья, для кого-то мяса – если это военнослужащие и люди, работа которых связана с тяжелым физическим трудом, или в суровых климатических условиях. Вот ещё один аспект пристрастия всё чаще и чаще называется в последнее время – гурманство и привязанность к сладкому.

Да, человек хорошего достатка может позволить себе отказаться от мяса и молока, но и при этом он постные, казалось бы, продукты подаст на стол в таком изысканном приготовлении, что и особого напряжения-то не почувствует. Как вкусно и сытно кушал до поста, так и продолжает. А в чём же тогда усилие? А пост – это, прежде всего, ограничение, особенно в любимом и вкусном питании. Например, в шоколаде и кофе.

Есть люди, которые спокойно могут обходиться без мяса и рыбы, но не выпить утром чашечку кофе и не съесть шоколадку в течение дня – это для них практически невозможно, ибо и кофе, и шоколад специалисты сейчас называют малым наркотиком. Ибо если кто-то и до поста мало ел мяса, в чем тогда будет подвиг, если он и во время поста будет отказываться от него? Да не будет тогда подвига. И вот для таких людей главным условием поста должен быть отказ от любимых продуктов, или хотя бы их ощутимое ограничение. Кстати, кто уже подсел на кофе и шоколад, легко со мной согласятся, как сразу становится тяжко, если их вдруг внезапно исключить из рациона. Попробуйте, исключите, и вы сразу почувствуете эту далеко не безобидную зависимость: так и хочется чего-нибудь сладенького и вкусненького.

Составляющая поста – молитва

Посту предшествует прощение обид. Для этого существует определенный день – прощёное воскресенье. Чтобы правильно войти в пост, нужно простить всех обидчиков, особенно родных, ибо они-то чаще других, иногда сами того не замечая, обижают нас. Потом нужно самому попросить прощения у всех, кого человек сам вольно или невольно обидел. Иногда и простить и попросить прощения довольно трудно, и для этого нужна молитва, которая только тогда действует, когда она искренняя.

Прощение должно исходить из сердца, через усилие и духовный труд, а не только потому, что это стало вдруг модным. И летят бесконечные послания по телефону или через Интернет: «прости меня и я прощаю», а что стоит за этим «прости»? Обидно, если ничего. Не мода и традиции спасают человека, а искреннее покаяние и осознание собственных грехов.

Ещё перед постом, а иногда и на всем его протяжении, нужна молитва к Богу, чтобы он дал силы совершить пост, это некое умирание для греха, ведь основная задача поста – это искоренение, по возможности, грехов и страстей. Популярный сейчас проповедник и миссионер протоирей Андрей Ткачев говорит, что человеку во время поста нужно больше читать священные книги и библию, чтобы меньше хотелось кушать, ибо священное писание есть духовный хлеб, часто заменяющий натуральный.

Обуздание языка, примирение с врагами, бросание вредных привычек, изучение священных текстов, заучивание наизусть молитв и особо почитаемых мест Евангелия, открытие для себя смысла богослужения, укрепление в вере, чувство вечности, – все это приносит правильно выстроенный пост, из которого нужно извлечь как можно больше пользы.

Утомление на молитве – ещё один из факторов духовной полезности человека. Поэтому нужны поклоны.

«Народ, умеющий покрывать свои грехи слезами и молитвой, это народ, имеющий вечную перспективу в глазах божиих», – говорит отец Андрей Ткачев, обращаясь к слушателям через радио «Радонеж».

Еще он говорит, что способность вернуться к Богу – это благо для человека. Живя в этом несовершенном мире, легко сбиться с пути и отойти от Бога. Но если прибегнуть к покаянию, к осознанию своих грехов, к искреннему стремлению изменить свою жизнь, сделать ее более гармоничной и религиозной, можно снова вернуться на истинный путь познания Бога. И пост человеку в этом – главное подспорье.

«Поститесь постом приятным», – провозглашают священники с амвона. Поститесь постом приятным – повторяю и я за ними вслед.

Лидия ОШАРОВА

Фото из сети Интернет

Обсуждение - 0 комментариев