Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

8 марта! Разбуди в себе рыцаря

5 марта 2018
6501
8 марта! Разбуди в себе рыцаря

«Рыцаря делает не меч, а благородное сердце».

(Джордж Рэймонд Ричард Мартин)

К написанию этой статьи меня побудил сон. Снилась мне какая-то женщина где-то на улице у ларька. Она что-то покупала. Видимо, дама слишком долго выбирала, что ей купить, исходя из дохода…

Два парня, стоящие за ней, стали грубо её поторапливать, и даже смеяться и подшучивать. Я возмутилась и крикнула им:

«Что вы делаете? Это ведь женщина! Пусть старая и больная, но женщина, а вы – мужчины. Разве вы не понимаете, как это плохо?».

А сон закончился словами:

«Разбудите в себе рыцаря!».

Проснитесь, мужчины!

И на этих словах я проснулась.Проснулась и вспомнила, что скоро 8 Марта, женский праздник, и мужчины будут поздравлять женщин, мальчики – мам и сестёр, дедушки – бабушек. Кто-то купит цветы, кто-то испечёт пирог для любимой, а кто-то, встав на колени, сделает предложение руки и сердца своей избраннице, подарив кольцо с бриллиантом. И всё это в замечательный весенний день.

А в течение года, нескольких лет? Так ли поступают мужчины всегда? Помните нашумевший ролик в Интернете, как несколько старшеклассников издевались над своей учительницей, перекидывая из рук в руки её личные вещи и телефон? И все это под гул одобрения всего класса. А бесконечные боевики и милицейские сериалы, из которых подросток может вынести только одно: для достижения своей цели – все средства хороши.

Если раньше, в бытность моей юности, даже лёгкая пощёчина считалась из ряда вон выходящим событием, то теперь девушку или женщину можно спокойно ударить и даже избить только за то, что она не так взглянула, или отказалась с кем-то потанцевать. А еще появилось такое понятие, как домашнее насилие, когда муж избивает мать или жену, а брат – сестру. А как от домашнего насилия страдают маленькие дети, которые вместо сказки на ночь получают побои! И при этом у насильника нет никакого угрызения совести, ибо у него всегда найдётся куча отговорок своему недостойному поступку.

И мне страшно, страшно за наше новое поколение, которое видит по телевизору и вокруг себя слишком много, как сейчас говорят, негатива. Не на тех идеалах, книгах и фильмах воспитываются сейчас наши дети. Но это разговор для другой статьи. А сегодня я хочу поговорить о настоящих мужчинах, которых в наше время, да и сейчас, кое-где продолжают называться рыцарями. А ведь когда-то даже такое понятие существовало: рыцарь без страха и упрёка. А сейчас в лучшем случае – «братан», или «правильный пацан». Вот до чего мы дожили.

Стоит задуматься

Есть у русского поэта Владимира Солоухина стихотворение «Мужчины», написанное в1968году. Я приведу его почти полностью, потому что оно, как нельзя лучше, отражает характер настоящего мужчины. Я продолжаю верить, что они не перевелись, ибо честь и достоинство для нас, женщин, всегда были привлекательны больше, чем грубость и хамство. Потому что невежество, наглость и беззаконие – это удел рабской психологии, а настоящий свободный человек – великодушен и добр. И сила не в насилии, а в правде и чести.

Пусть вороны гибель вещали

И кони топтали жнивье,

Мужскими считались вещами

Кольчуга, седло и копье.

Во время военной кручины

В полях, в ковылях, на снегу

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины

Пути заступали врагу.

 

Пусть жены в ночи голосили

И пролитой крови не счесть,

Мужской принадлежностью были

Мужская отвага и честь.

Таится лицо под личиной,

Но глаз пистолета свинцов.

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины

К барьеру вели подлецов.

 

Я слухам нелепым не верю,–

Мужчины теперь, говорят,

В присутствии сильных немеют,

В присутствии женщин сидят.

И сердце щемит без причины,

И сила ушла из плеча.

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины,

Вы помните тяжесть меча?

 

А женщина – женщиной будет:

И мать, и сестра, и жена,

Уложит она, и разбудит,

И даст на дорогу вина.

Проводит и мужа, и сына,

Обнимет на самом краю...

Мужчины,

Мужчины,

Мужчины,

Вы слышите песню мою?

Об истории рыцарства

Были такие древнегерманские племена – франки. Населяли они территорию современной Германии. Они стали родоначальниками конных войск, ибо человек на лошади мощнее и мобильнее пешего воина. Новое хорошее дело, как обычно, быстро распространяется, и вот уже во всех странах Западной Европы, начиная с VIII века, образуются конные войска. Так зародилось новое сословие – рыцарство, что в переводе – всадники, так как правящему сословию Средневековья, королям и герцогам, нужна была конная, а значит, маневренная армия.

Рыцари всегда мобильны, всегда на конях, исключительно преданы властелину. Необходимость в большом войске вынуждала правителей принимать иногда в рыцари людей из низшего сословия, но лучшим рыцарем считался тот, у кого еще дед был посвящен в рыцарский чин. Эти люди считались наиболее преданными и верными, так как у них рыцарство было уже в крови.

Чтобы подчеркнуть привилегированность всадников, как сословия, были разработаны специальные ритуалы вступления в рыцари. Обязательно принималась присяга на верность господину. Постепенно появилось рыцарское сословие, и вскоре понятие «знатный» исчезло и уступило место понятию «рыцарь», а немного позднее рыцарство, отличавшееся уже богатством и образом жизни, стало наследственной кастой, истинной знатью. То есть, сын рыцаря уже не имел другого пути, как стать рыцарем.

Поскольку корни этого сословия тянутся от германских племен, был от них перенят и обряд посвящения в рыцари. Поначалу правитель мог опоясать своего сына мечом в присутствие народного собрания в 12, 15 или 19 лет, но постепенно сроки взросления отодвинулись, и обряд посвящения сравнялся с совершеннолетием, а в Европе это – 21 год.

Этотгерманский обычай был прикрыт римским термином –«надеть воинский пояс».Носить на поясе меч мог только рыцарь, а купцы, например, были обязаны привязывать свой меч, служащий для защиты от нападения грабителей в пути, к седлу лошади. Постепенно эту привилегию – посвящать в рыцари – захватило правящее сословие – сеньоры, короли, императоры, но еще долгое время в походных условиях произвести в рыцари мог любой странствующий воин, если кто-то обращался к нему с такой просьбой.

ВXIXII веках к германскому обычаю вручения оружия прибавились: обряд подвязывания золотых шпор – как награда за заслуги, облачение кольчуги и каски, а так же – водная ванна перед облачением, ведь мылись тогда редко.

А еще позднее вошел у рыцарей в обычай легкий удар по шее для новообращенного, как напутствие от наставника. Я думаю, наше русское изречение «дать по шее» в значении «провести воспитательную беседу» пришло именно оттуда. К концу обряда рыцарь должен был легко вспрыгнуть на лошадьне касаясь стремени, проскакать галопом и ударом копья поразить манекены, утверждённые на столбах. И от того, насколько ловок и меток был рыцарь, зависело его положение в бою, поэтому юноши к своему рыцарскому посвящению тщательно готовились и обучались владению мечом, копьем и щитом.

Дама Сердца

Поскольку рыцарство зародилось и развивалось в христианской среде, рыцари начали обращаться за освящением оружия к церкви. Так постепенно стало проникать в обряд христианское начало: сначала священники только освящали меч, потом стали сами опоясывать рыцаря.

И как-то сами по себе возникли рыцарские заповеди: быть верующим христианином, охранять церковь и Евангелиезащищать слабых, любить родину, быть мужественным в битве, повиноваться и быть верным сеньору, говорить правду и держать своё слово, соблюдать чистоту нравов, быть щедрым, бороться против зла и защищать добро. А раз возникли заповеди, то появилось и такое понятие, как рыцарская доблесть. А это, прежде всего, следующие черты настоящего мужского характера: мужество, отвага, верность, преданность, великодушие и благоразумие. А в период, когда помимо этих качеств, понадобилось знание и соблюдение особого придворного этикета, к рыцарским доблестям прибавились еще учтивость и хорошие манеры в обществе.

Но, пожалуй, самым главным для рыцаря было понятие чести и личного достоинства, а так же свобода, то есть, полная независимость. Правда, это не касалось обязанностей передсюзереном, то есть, перед тем, кому рыцарь служил и был предан и верен. Постепенно под влиянием церкви и поэзии сформировался новый тип личности, у которого помимо военных обязанностей – защиты территории и феодала и покорению новых земель, возникло своеобразное на тот момент хобби – поклонение Прекрасной Даме.

Сначала это выражалось только в уважении по отношению к жене сеньора, как существу более высокому, а потом превратилось в поклонение идеалу женщины и служение Даме Сердца, в основном, к замужней женщине, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Ради Прекрасных Дам совершались подвиги и слагались стихи. Все рыцарские поединки были направлены на то, чтобы доказать избранной Даме свою любовь, чаще всего платоническую, ведь рыцарь мог позволить себе поцеловать только нижнюю часть подола платья дамы. Женщина могла обронить платок, перчатку или цветок, и это сразу становилось для рыцаря объектом поклонения. Он мог нацепить перчатку на свой шлем, чтобы все окружение видело, что сердце его несвободно, и что он уже имеет свою Даму Сердца. А если знатная женщина лишалась мужа, а девушка отца, что в те далекие времена было не редкостью, они могли обратиться к вассалу мужа – рыцарю, и он решал, как сейчас говорят, все их проблемы.

Иногда странствующий рыцарь мог взять на себя заботу о любой женщине или девушке, нуждающейся в помощи мужчины. Если рыцарю в пути приходилось делить с женщиной, которую он сопровождал из замка в замок, одно лежбище, он непременно клал между собой и ею свой длинный обоюдоострый меч, как символ и заверение в преданности и чистоты помыслов. И уж, конечно, ни о каком насилии, или хотя бы насмешке в сторону женщины не могло быть и речи. Грубость, издевательство и сквернословие всегда считались уделом рабов.

Выбор – добро или зло

Во всех мировых религиях существуют учение, что в каждом человеке изначально заложено все, что существует: и добро и зло, и высокое и низкое, и нежное и грубое, и честь и бесчестие, и мужество, и трусость. И за каждым человеком персональный выбор, в какую сторону ему идти: к свету, к Богу или во тьму, в ад. И такой выбор, как жизненный путь определяется в юности. Ибо в это время человек для себя решает сам, кем он хочет стать, как будет себя вести в обществе, чего хочет достичь. И хорошо, если человек выберет для себя кодекс чести и славы, а не бесчестия и позора.

Мне отрадно знать, что в нашей республике был разработан и принят кодекс мужчины Тувы. Я не буду сейчас перечислять то, что там принято: каждый может это найти и выучить, если пожелает. Хочу только сказать, что многие пункты этого кодекса совпадают с рыцарскими заповедями: быть гордым, сильным и смелым, всегда готовым прийти на помощь.

И если эту статью сейчас читают молодые люди, думающие о своем светлом будущем, я обращаюсь к ним с такими словами: пробудите в себе рыцаря, и вы увидите, как мир вокруг вас станет чище, интереснее и прекраснее.

Лидия Ошарова

Обсуждение - 0 комментариев