На выставке «Одно село – один продукт. Марка – 2013», которая прошла в Кызыле, приняло участие более 150 сельских товаропроизводителей, представлено более двухсот видов продукции, товаров и услуг. И это не только

традиционные продукты питания, но и изделия из кожи, меха, одежда, обувь, мебель, сувениры, корма для животных. Что получилось в итоге годового существования проекта? Судя по представленным на выставке товарам, почти все заявленные в мае проекты - работают. Предприниматели почувствовали вкус к делу, у них появилось желание и возможность не просто зарабатывать себе на жизнь, но и увеличить производство, расширять ассортимент товаров, улучшать качество, устроить безработных земляков. Только за 10 месяцев этого года в сельской местности создано 482 рабочих места. Участники проекта получили государственную поддержку в сумме более чем 80 миллионов

рублей. Молодой предприниматель Кур-Дагба Ланаа из Тес-Хемского района, мастер по производству конской упряжи, создал рабочее место, купил необходимое оборудование. Дело пошло быстрее. В деле задействована вся семья. Жена Салбакай шьет национальные наряды. Теперь хозяин расширяет производство, готов принять на работу сразу четверых безработных. Служба занятости обещала помочь – выделить в начале следующего года средства на создание дополнительных рабочих мест. Ведь дело спорится в руках предприимчивого мастера. Заказов на снаряжение, да еще такого качества и красоты, поступает много. 6 декабря специальная комиссия правительства проработала на выставке целый день. Оценивали представленную продукцию, заслушивали глав администраций, беседовали с участниками проекта. Специалистам предстояло провести детальный анализ, и решить, кому отдать почетные места. 7 декабря оценку предпринимателям и их продукции дали сами жители столицы. Отлично. Итак,

итоги выставки – с помощью проекта «Одно село один продукт» главы администраций муниципальных образований по-настоящему занялись развитием малого бизнеса на местах, вникли в проблемы сельчан и содействовали в развитии производства. Кроме того, проект стал эффективной формой развития села, и его реализация должна продолжиться. Чтобы сельские проекты смогли стать и укрепиться в звании брендов Тувы. В итоге нынешней выставки в номинации «Марка года-2013» победителем стало общество с ограниченной ответственностью «Бай – Хаак аква».