Когда-то кур выращивали в столице на Кызылской птицефабрике. Имелся спрос и предложение, были свои магазины, где за качественной куриной продукцией выстраивались очереди.Развал предприятия, как и многих других, в начале 90-х годов, до сих пор не дает подняться птицефабрике

до прежнего уровня. Огромную конкуренцию составляют завозимые из-за Саян куры. Было несколько попыток возродить фабрику, но на рынке выбор столь огромен, что пока ни одному директору не удалось вывести фабрику на прибыльный и конкурентноспособный уровень. А ведь Тува может обеспечивать себя сама, зачем нам засаянские продукты? Не зря был объявлен губернаторский проект «Одно село – один продукт». Цель – поднятие экономики республики. И птицефабрика – одно из звеньев в цепи рентабельных производств. И сегодня Правительство Тувы намерено возродить производственную деятельность Кызылской птицефабрики. Такими заголовками пестрили все информационные сайты и газеты республики. Уже в августе, а это 2012-ый год, птицефабрика должна была выйти на производственную мощность и достичь уровня рентабельности. Можно было бы все сделать и раньше, если бы не долги, накопленные в минувшие годы, сообщалось тогда. Действительно ли за истекшие полугодие и минувший год птицефабрика обрела новую жизнь и новый подход к работе и производству фабрики? Кое-что изменилось в лучшую сторону. Здесь находится более 60-ти тысяч цыплят-бройлеров. Содержатся в двух производственных цехах. В клеточном цехе находятся цыплята. Корм подается автоматически. А в напольном цехе, цыплята уже набирают вес. Как поделились птичницы, их питомцы любят пшеницу, не отворачиваются и от биодобавок. Их в рацион добавляют согласно графику. Спустя 1,5 месяца начинается массовый забой бройлеров. Сегодня в цех отправились 3 тысячи цыплят. Завтра пойдет следующая партия.

Оборудование в забойном цехе требует ремонта. После забоя тушки ощипывают, что не сделала техника, доделывают в ручную, в основном студенты – практиканты. Затем — водные процедуры. И упаковка. За 1 год на предприятии вырастает 4 поколения бройлеров. Это как раз четвертое, 64 тысячи яиц привезли из Новосибирска. Стоимость одного десятка – 120 рублей. За все про все уплатили более полумиллиона. Ровно через 40 дней из инкубаторов будет доноситься пищание маленьких цыплят. Основная проблема птицефабрики - реализация продукции. В тувинских магазинах цыплят-бройлеров не жалуют. Не устраивает качество. Отсюда и убытки. Потребители предпочитают питаться привозным продуктом. Другой проблемой исполняющий обязанности директора называет нехватку специалистов: это технологи, зоотехники, есть и другие вакансии. Действительно ли поднимется производительность и у потребителей повысится интерес в товаре птицефабрики, покажет время. Для продвижения товара нужна грамотная маркетинговая кампания.