Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Дело времени… Лев Маркарян: «Снимать, снимать, и ещё раз – снимать!»

20 декабря 2017
1756
Дело времени… Лев Маркарян: «Снимать, снимать, и ещё раз – снимать!»
«Не спешить с включением камеры, не будучи уверенным в достаточной освещенности объекта и возможности качественного приема звука». Это первая заповедь кино- и телеоператора, что составил Алексей Погребной – кинорежиссер, заслуженный деятель искусств и лауреат 23 различных фестивалей. Сегодня герой нашей рубрики Лев Маркарян прекрасно со всеми заповедями кинооператоров знаком. Более того, он и сам хоть кому может мастер-класс дать на правах одного из лучших телеоператоров Тувы, да и Сибири, ведь главный залог его успеха – любовь к профессии, а значит – стремление к совершенству.
 – Лев Николаевич, камера, она все стерпит?
– Все зависит от отношения к камере. Если рассматривать её– как инструмент, то конечно, она стерпит всё, ведь это – техническое средство. А если рассматривать камеру как  часть операторской работы, то, несомненно, есть не только цензура, но и моральные принципы каждого.
Не все операторы берутся за тот или иной жанр съемки. Для меня показательной является история Кэвина Картера – фотокорреспондента из ЮАР. Широкую известность ему принёс сделанный им 25 марта 1993 года в Судане снимок умирающей от голода девочки, поблизости от которой приземлился стервятник, дожидающийся её смерти. За эту фотографию Кевин Картер получил Пулитцеровскую премию – одну из наиболее престижных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра. Это был его жанр: война, страдания, боль. Я не смог бы видеть этого, и моя камера такого бы не стерпела.
Ну, а если брать вопрос цензуры, то она появляется уже на этапе публикации фото-видео-съемок. Снимают сегодня все. Увидеть это можно на просторах Интернета. Иногда мороз по коже от увиденного. Уверен – цензура должна быть в самом человеке.
– Какие камеры вы предпочитаете и почему?
– Не буду использовать профессиональный язык, который будет понятен не всем, а скажу просто – зеркалки. Для многих это – обычные фотоаппараты, и я уже привык к вопросу: «А что на неё и видео снимать можно?». Отвечаю: «Да, можно, причём, и картинка будет красочнее, и насыщеннее, и реалистичнее, чем на многих других камерах, созданных специально для видео.
Всё дело в качестве получаемого изображения. Кстати, и цена их тоже радует. Да и размер чаще всего отличается в положительную сторону – они меньше и удобнее. Конечно, моя цель – приобретение новой кинокамеры, та – совсем крутая, но пока неплохо снимаю и на зеркалку. Понимаете, хочется творить всё больше, а иногда возможностей зеркалок просто не хватает.
– С чего началось ваше увлечение камерой?
– Всё началось банально – с поиска работы. В 2011 году друг, который работал в телекомпании «Новый век», позвал меня туда. Предложили достойную по тому времени и моему карману зарплату. И я пошел, даже не представлял на тот момент, как увлечет и затянет меня это дело. Сначала интерес  вызвал не сам процесс съемок, а техника. Изучал возможности камер, пробовал экспериментировать, начал творить с коллегами, которые поддерживали мои инициативы.  Конечно, сначала все ограничивалось новостными съемками сюжетов, потом проекты, программы. Тогда и возникла безграничная любовь к процессу, ну, а к камерам только укрепилась.
– За что вы любите свою работу?
– Конкретно сказать не могу, ведь это – как любовь в целом, иногда не понимаешь за что. Постараюсь назвать несколько моментов, которые изо дня в день будут поднимать меня и заставлять действовать. Во-первых, наша работа имеет настолько много граней, что иногда поражаюсь её возможностям. К примеру, с утра могу оправиться снимать детишек в детский сад, в обед – уже быть в театре и познакомиться со всероссийскими и даже всемирными звездами. Могу прыгнуть в Туимский провал, что в Хакасии, ради шикарного кадра, а потом – полететь на дельтаплане. И это только малая часть. Во-вторых, благодаря работе, я объездил всю нашу прекрасную республику. Моя деятельность открыла для меня те места, которые может посетить далеко не каждый. В третьих, это постоянное развитие. Ведь всё то огромное количество информации, я, как оператор, должен доступно и понятно передать зрителю, совместно с корреспондентом, конечно. Кстати, наша работа – это и дисциплина, и ответственность.
– Что бы вы хотели снимать приоритетно, и интересны ли вам съёмки новостей?
– Я не буду оригинальным – люблю снимать природу и животных. Во время съёмки ты становишься частью этого мира. Ощущения – непередаваемые. Я вижу всё иначе, не так –  как обычный лесник или турист. Замечаю мелочи и стараюсь передать их. Пытаюсь сохранить лучшее и превратить это в вечное.
С самого детства родители часто возили нас с сестрой в тайгу, часто папа брал меня на охоту, но мне не просто хотелось добывать, мне хотелось – изучать! Это моя стихия. Хочется об этом говорить бесконечно, но слов порой не хватает, и здесь мне помогает камера.
Что касаемо новостей, то всё зависит от самой темы съёмок, от места и от корреспондента в том числе. Не могу ответить однозначно. Пока в моей жизни не было других проектов и программ, и новости сейчас – это основная работа. Иногда рутинная, иногда захватывающа и манящая.
– Можете вспомнить пару интересных историй, связанных с работой и съемками?
– Их так много, что пересказать все не хватит и целого дня. Мне кажется, что вся моя жизнь связана с работой, и трудиться приходилось в разных условиях. По дороге к месту съемки мы и в грязи утопали, и в снегу застревали, и часами плавились на солнце. Каждая съемка – это история, это детектив, это комедия.
Помнится, на нас нападал сумасшедший, приходилось даже полицию вызывать. Хочу и  про позитивное рассказать. Вот из последнего. Вместе с коллегами мы организовали радио и телетрансляцию из этнокультурного комплекса «Алдын Булак», когда там проходил форум лидеров «Команда Тувы-2030». Тогда мы сотворили невозможное, особенно, что  касаемо технической части. И вот, когда всё уже было готово, все провода натянуты и закреплены, к нам в гости припёр лось со стадом телят, которые стали наматывать наши кабели на рога, прятаться в тени нашей рубки и весело мычать. Пришлось на минуту стать пастухами и гнать их подальше от оборудования. На тот момент хотелось и смеяться, и плакать. Исправили, хотя один кабель был все-таки перебит резвым гостем. До выхода в эфир оставалось совсем немного, поэтому решали всё быстро и кардинально. Прочувствовать все тяготы и счастливые моменты нашей работы – кайф.
– Кого считаете своим учителем, или нет таковых?
Учить меня пытались многие. Это и старшие коллеги, и лекторы, которые приезжали к нам в Кызыл из других городов, но совершенно точно своими учителями я могу назвать время и опыт.
По истечении того самого времени, а прошло уже лет пять, открываются новые грани профессии. Она поглощает и учит всему. Достаточно только быть открытым для всей той информации, которая поступает. Искренне желать развиваться. Техника тоже не стоит на месте. Я успел поработать даже на кассетных камерах, а сейчас перешел на современное оборудование, и оно – тоже очень мотивирует.
– Кого бы вы выделили из коллег?
–За эти неполные семь лет поработал со многими. Конечно, хочется отметить ребят с российских телеканалов. Этим летом мне посчастливилось поработать с московской «Студией-А», мы снимали для телеканала «Культура». Отличные ребята, профессионалы своего дела. Работать с ними - одно удовольствие. Все чётко и по делу, но в то же время –  огромное творческое пространство мыслей и их реализация. Всё это неоценимый опыт.
Из местных журналистов я бы отметил Константина Куцевалова и, наверное, Роланду Казачакову. С ними мы прошли огонь, воду и медные трубы. Я рос и развивался вместе и благодаря им. По профессионализму они не уступают ни на грамм тем журналистам, которые приезжали из Москвы. Я горжусь ими и искренне уважаю.
И, конечно, не могу не рассказать ещё об одном человеке. Полтора года назад телеканал «Тува 24», на котором работал, объявил кастинг на ставку корреспондента новостей. Желающих было не так мало, но прошла одна девушка – Ника Катина. Она до этого не была связана с журналистикой и просто решила рискнуть, что у неё неплохо получилось. Мне было приятно, что всё, что я говорил, чему учил ее, она понимала. Камера её полюбила, потом полюбил и я, а потом и женился.
Ника очень быстро начала всему учиться и расти. И за это небольшое время успела сменить профессию с телекорреспондента и ведущей на радиоведущую.
– Ваше хобби?
– Кажется чего-то конкретного и нет. После школы поступил в Кызылский колледж искусств на художественное отделение. Именно там была раскрыта ещё одна грань моих способностей. Видимо, искусство и стало моим хобби, в самом обширном его понимании. Когда хочется отдохнуть от работы и камеры, могу купить полимерную глину и часами сидеть за лепкой. Чаще всего это – фантастические животные.
Ещё люблю музыку. Когда-то играл в рок-группе, сейчас это, скорее, для души. Представьте: природа, костёр, гитара – всем знакома эйфория от таких летних вечеров.
– Ваши советы молодым операторам…
Не бойтесь экспериментировать! Только опыт научит вас делать качественный контент. Учитесь ежедневно. В век современных технологий ничто не сможет помешать получать вам полезную и нужную информацию. Изучайте работы других операторов, и – снимайте, снимайте и еще раз СНИМАЙТЕ! Всё, что видите, всё, что интересно и не интересно, и, конечно, не забывайте об оборудовании. Переходите на более современные камеры, изучайте их возможности, берите от них по максимуму. Будьте разносторонне развитыми и творческими.
– Операторство – дело вашей жизни?
– Признаюсь честно, мотыляло меня долго. Множество непредвиденных ситуаций выбивало из колеи и заставляло задумываться – а не покинуть ли мне эту профессию?! Но сегодня могу с уверенностью сказать – да, операторство – дело моей жизни. Кажется, что не я выбрал эту профессию, а она выбрала меня.
Встречаю людей, которые помогают убедиться в правильности выбора. Я наслаждаюсь процессом, иногда поражаюсь результатам. Без лукавства могу сказать, что кайфую от осознания того, что мои работы видели тысячи людей, восхищались или критиковали, но всё равно равнодушными не оставались.
Лилия ОЧУР
Фото из личного архива
Льва МАРКАРЯНА
Обсуждение - 0 комментариев