Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Новый концертный сезон Тувинской государственной филармонии

24 сентября 2018
1118
Новый концертный сезон Тувинской государственной филармонии
Двадцать шестого сентября стартует 50-й юбилейный концертный сезон Тувинской государственной филармонии. Большая нагрузка ложится на симфонический оркестр, ведь с этого года музыканты и вокалисты произведения будут исполнять без микрофонов.
Этот сезон – юбилейный, поэтому в филармонии подводят итоги – чего смогли добиться за 50 лет. Самое главное достижение – звучание оркестра, и в этом году он, возможно, зазвучит как в 80-х годах прошлого столетия – когда состав был полноценным, когда музыкантов хватало, в том числе и струнников. В последние годы оркестру помогали учащиеся Республиканской школы искусств, но выступать на сцене перед зрителем они могли не больше раза в месяц, что было в рамках практического освоения профессии. Чаще использовать ребят-струнников было нельзя, так как нарушались бы их права по части использования детского труда. Но теперь дети выросли и могут играть.«Мы дождались, наконец, наших скрипачей, доморощенных, из Кызыла. И это, как ни странно, впервые в истории. Получается, что филармония за 50 лет дошла до момента, когда наши дети начали играть», – не скрывает эмоций директор Тувинской государственной филармонии Игорь Дулуш.
Симфонический оркестр подразумевает академическое звучание, когда не должны использоваться микрофоны, кроме выступлений под открытым небом. Так ранее и было. Но за девяностые и нулевые годы практика применения звукоаппаратуры стала нормой, и зритель просто отвык от поистине живого звучания, без подзвучки.
«Мы решили вообще уходить от микрофонов, которые применяли, потому, что у нас было всего четыре скрипки, чтобы как бы увеличить количество звучания. Если мы всё это сделаем, если всё у нас получится, то у зрителя будет прямой контакт с музыкой, с музыкантами и инструментами», – продолжает Игорь Дулуш.
Получается, что электроника как скрывала недостатки исполнения, так и прятала всю красоту академического звучания. Заслуженная артистка Тувы Эльвира Докулак каждый день репетировала без микрофона. Она, как и все музыканты симфонического оркестра пошла на огромный риск, ведь исполнять произведение с микрофоном и без него – для вокалиста разница существенная.
«Почему акустические залы строят по всему миру? Чтобы натуральный голос звучал. Аппаратура всё равно искажает и звук голоса, и звук инструментов», – поясняет народная артистка РТ Софья Кара-оол.
В коллективе появилась ещё одна артистка – Дамырак Назын – выпускница Новосибирской государственной консерватории имени Глинки. Специальность – оперное искусство. Она третья солистка Тувинского симфонического оркестра. За время учёбы Дамырак успела поработать с известными академическими коллективами, в том числе с Президентским симфоническим оркестром города Анкары, что в Турции. Видела большие концертные залы, есть с чем сравнивать.
«Концертный зал нашей филармонии, по сути, не располагает хорошей акустикой, но мы стараемся и работаем, слушаем друг друга – как и что должно звучать», – говорит солистка Тувинского государственного симфонического оркестра Дамырак Назын.
Академическое звучание – это профессиональный шаг, но с другой стороны обнажились проблемы, которые ранее оркестр обходил стороной. Это и нюансировка инструментов, включая их несовершенство, и звукоизвлечение.
«Тут большая работа ложится на плечи дирижёра, который должен сбалансировать все группы – струнные, духовые, ударные, деревянные, но мы стараемся, вместе со вторым дирижёром выходим в зал и осуществляем некий мониторинг звука», – объясняет художественный руководитель Тувинской государственной филармонии Алексей Саая.
Поэтому на репетициях работают в усиленном режиме. В день выхода этого номера нашего еженедельника – 26 сентября состоится концерт-открытие. Права на ошибку ни у кого из музыкантов нет. Здесь – либо пан, либо пропал. Таким образом, новый юбилейный пятидесятый сезон обещает быть интересным и революционным. Симфонический оркестр зазвучит по-иному, и можно полагать, что исполнение станет более живым, более сочным, более чистым и более честным.
Кирилл ЛИТОВЦЕВ
Фото автора
Обсуждение - 0 комментариев