Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Шел высокий Гражданин

20 марта 2018
976
Шел высокий Гражданин

Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь».

(Юрий Никулин)

Шел высокий Гражданин

Сергей Владимирович Михалков – поэт, переводчик, детский писатель,сатирик, баснописец, драматург, автор гимнов СССР и России родился 105 лет назад, 13 марта 1913 года в Москве (умер 27 августа 2009 года). Хотя о нем уже немало писали, но и мне хочется сказать о нем несколько добрых слов, потому, что я тоже выросла на его книгах. На момент выхода этого номера – 21 марта – в мире будут отмечать День поэзии.

Первые шаги к успеху

Писать стихи Сергей начал рано, сначала тщательно пряча от всех тетрадку с первыми строчками, а чуть позднее стал записывать их в домашний литературно-художественный журнал. Заметив его старания, отец Владимир Александрович послал несколько стихотворений Сережи Александру Безыменскому. После одобрения первых стихотворных опытов из уст поэта, у мальчика появилась заветная мечта – публиковаться по-настоящему, и она осуществилась в пятнадцать лет, когда в небольшом журнале было опубликовано его первое стихотворение. Все в этом событии оказалось судьбоносным – и название ростовского журнала – «На подъеме», и название самого стиха – «Дорога».

Разумеется, первые стихи были еще не совершенны: не до конца выдержан метр хорея, дважды в одном маленьком тексте употреблен один глагол: гнет – гнутся, но главное – неумелое использование деепричастий в предложении:«Гнутся шпалы, опрокидываясь вдаль, убегая серыми столбами». Как могут шпалы одновременно гнуться, опрокидываться и убегать – вообразить трудно, но эта публикация окрылила юного стихотворца, и он всерьез начал задумываться о литературной карьере.

В то время семья уже жила в Пятигорске Ставропольского края, а там существовала Ассоциация пролетарских писателей, куда отец посоветовал сыну вступить, чтобы учиться мастерству у старших товарищей. Его приняли благосклонно, и Михалков всю жизнь с благодарностью вспоминал руководителя, известного на Тереке, драматурга Алексея Славянского:

«Он ходил в черкеске с газырями, затянутый серебряным наборным поясом, при кинжале, и от всего его облика так и веяло казачьей удалью и гражданской войной».

Благосклонно отнесся к его литературным упражнениям и отец, который предложил ему написать десяток четверостиший для сельскохозяйственных плакатов, посвященных птицеводству, автором которых он являлся. Сын охотно выполнил заказ. Четверостишия, прославлявшие колхозных птицеводов и агитирующие за современные методы птицеводства, были опубликованы.

«Отец крепко пожал мне руку, и это рукопожатие было для меня дороже всякого гонорара», – вспоминал Михалков.

Чувство юмора спасает от комплексов

Фактически отец благословил сына на литературное поприще, а одобрение родителей очень много значит для выбора жизненного пути. Вот что Владимир Александрович написал сестре Глебовой, живущей в столице:

«Посылаю сына в Москву, чтобы попытаться поставить его на ноги. Его задача получить нужное для писателя образование –путем работы в библиотеке, посещения театров, диспутов и общения с людьми, причастными к культуре. Если в течение года он сумеет двинуться вперед, и будут какие-либо надежды, товозможно учение в литературном техникуме, если нет – он поступит на завод рабочим, и потом будет учиться по какой-нибудь специальности».

Сына же, провожая в столицу, он напутствовал так:

«Больше всего ты любишь писать стихи. Пробуй свои силы. Учись дальше. Попробуй вылечиться от заикания. Работай над собой. Может быть, со временем из тебя что-нибудь и выйдет. Но главное, чтобы из тебя вышел человек!».

«Страдая с детства дефектом речи – заиканием, – вспоминал Михалков в своей автобиографии, – я никогда не стеснялся своего недостатка. В определенных трагикомических ситуациях я так умел обыграть свое заикание, что в школе никому из моих сверстников и в голову не могло прийти посмеяться надо мной. Человек, лишенный чувства юмора, чаще всего обидчив и потому несчастен. Ему трудно жить среди людей. Он мнителен и любую безобидную шутку в свой адрес может воспринять как оскорбление. Зато бесценно свойство человека,умеющего посмеяться над собой. Это я хорошо усвоил с детства. Полный надежд, готовый преодолеть любые житейские невзгоды, я покинул отчий дом».

Думаю, что подобное отношение к самому себе, к своим недостаткам, к смыслу и восприятию жизни можно посоветовать всем молодым людям, мечтающим чего-то добиться в жизни. Ведь недаром бытует поговорка: «Будь проще, и к тебе потянутся люди». И вся биография Сергея Михалкова это подтверждает: как ты относишься к людям, так и люди относятся к тебе.

Жизнь в Москве

И вот Михалков в Москве. Поначалу, конечно, печатается он редко, и чтобы как-то прокормиться, устраивается на ткацкую фабрику чернорабочим, потом отправляется в геологическую экспедицию. Но желание писать и публиковаться выводит его на литературную стезю, и в 1933 году он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты «Известия», а потом членом Московского группового комитета писателей, отчего ему частенько приходится бывать в Доме литераторов. И однажды он встречает там русоволосую девушку Свету, которая ему нравится. И чтобы привлечь ее внимание, он говорит, что посвятит ей стихи, которые уже завтра будут напечатаны в газете «Известия». Это была уловка, потому что стихи были уже написаны, назывались «Колыбельная» и стояли на полосе очередного номера газеты. Улыбнувшись, она ответила: «Попробуй!», а он бросился в редакцию, чтобы изменить название стихотворения и вставить ее имя в один из четверостиший, что для него не составляло никакого труда. И стихи напечатали уже под названием «Светлана».

Я тебя будить не стану:

Ты до утренней зари

В темной комнате, Светлана,

Сны веселые смотри.

Эти стихи неожиданно понравились Сталину, и он заинтересовался судьбой автора, а злые языки начали распространять слухи, что стихотворение было специально написано для его дочери Светланы, чтобы привлечь к себе внимание вождя. Но Михалков это отрицал, поясняя: «В моей долгой жизни, – много было случайных встреч – когда, не надеясь ни на что, вдруг пожинаешь успех».

Несмотря на везение, начинающий поэт знал, что надо много работать, дерзать и везде успевать, чтобы добиться осуществления мечты. А еще надо найти свой собственный голос, и он пробовал себя во многих жанрах, и однажды написал стихотворение для детей «Три гражданина», которое опубликовал журнал «Пионер». Потом еще несколько детских стихов, и, наконец, появились «Дядя Стёпа», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «А у вас?», которые лично мне очень нравятся. И все эти стихи охотно печатали детские журналы и газеты.И он понял, что нашел свою дорогу в литературном поле.

«У советской детворы появился новый поэт, самобытный и смелый», – сказал о нем Корней Чуковский. Молодого поэта поддержал Самуил Маршак, отметили Александр Фадеев и Алексей Толстой.

В это время Михалков уже активно печатается в московской прессе. Его публикуют такие авторитетные издания, как «Огонек», «Прожектор», газеты: «Известия», «Комсомольская правда», «Вечерняя Москва». В это же время у Михалкова начинается многолетняя дружба с такими выдающимися мастерами советской эстрады и театра, как Рина Зеленая и Игорь Ильинский. Так впервые зазвучали со сцены и по радио его стихи для детей. Особенно советскими детьми и взрослыми была любима Рина Зеленая, умеющая говорить «голосом» пятилетнего ребенка. Я сама, помню, обожала эти выступления.

Но, более чем с другими, Михалков подружился с молодым, но уже популярным писателем и фельетонистом Львом Абрамовичем Кассилем. Он считал его чудесным человеком, неутомимым газетчиком, подлинным патриотом, одним из зачинателей советской детской литературы, отдавшим всю свою жизнь, весь свой талант делу воспитания детей и юношества.

Позже Михалков вспоминал:

«Я считаю, что хорошая добрая книга воспитывает ребенка и помогает ему стать настоящим человеком, и поэтому я счастлив, что мои книги, и книги моих друзей до сих пор читают дети».

Гимн СССР

Находясь в гуще событий, в окружении друзей-литераторов у него постепенно вырабатывалось все более активное отношение к жизни, внутренняя потребность черпать своевдохновение в делах и мыслях современников. Он писал стихи о челюскинцах и папанинцах, о пограничниках и зарубежных пионерах, поднимал свой еще неокрепший поэтический голос против фашизма. Можно с уверенностью утверждать, что стихи Михалкова способствовали патриотическому воспитанию подрастающего поколения и пришлись по душе и читателю, и тем, кто стоял у власти, что бывает весьма и весьма редко.

В одном из фильмов, посвященном ему, Михалков вспоминал:

«Говорят, что жизнь прожить – не поле перейти. А я все время спрашиваю: «А если поле заминировано?». Можно сказать, что и жизнь тоже таит в себе много опасностей. Я верю в судьбу, и должен признаться, что я прожил счастливую жизнь. За что я благодарен судьбе? В тяжелые годы репрессий я не был репрессирован, прошла война, в плен я не попал, хотя мог попасть, как многие другие, ранен я не был и, главное, не был убит. Судьба улыбалась мне много раз, в 26 лет я получил орден Ленина за книги для детей, потом за это же получил сталинскую премию (один из первых), а вторую – за фильм «Фронтовые подруги». Я написал гимн, но не потому, что мне его заказали, а потому, что мы с моим фронтовым другом Эль-Регистаном выиграли большой конкурс, в котором участвовали шестьдесят поэтов. Наш текст отобрал Сталин, и он стал гимном Советского Союза. Это ли не удача? Это судьба так повернулась, что мы стали авторами государственного гимна. Когда много позднее один из известных писателей как-то выкрикнул мне, что стихи гимна – дрянь, я не стал его разубеждать, а только заметил: «Но ты всегда будешь слушать их стоя».

Сам Михалков считает себя не только детским писателем, но еще и сатириком. Его сатирические пьесы, так же как и журнал «Фитиль», которым он руководил, пользовались успехом у зрителей. Еще он начал писать басни тогда, когда они были совершенно забыты. Набравшись смелости, он послал Сталину пять басен с вопросом: надо ли ему работать в этом жанре?», ибо знал, что вождь их прочитает. Ответ он получил, но его басни появились в «Правде» без его участия. Вот такая протекция, которая больше похожа на смелость и мужество.

И еще несколько слов из воспоминаний поэта:

«Я никогда не писал что-то помимо своей воли. Если я писал о войне для детей или для взрослого читателя, я тоже был свободен. Я писал то, что видел и то, что хотел писать. Это печатали. И опять-таки это моя судьба, потому что у других это было и труднее, и сложнее. Я воспринимал строй, который был, как строй, в котором нам всем приходится жить и работать, честно трудиться, не воровать, не проклинать, никому не вредить. Более того, когда шли политические репрессии, мы верили, что все то, что происходит – справедливо. Вся страна была под каким-то гипнозом. Сейчас меня в этом упрекают, но я так жил, и ни о чем не жалею, потому что всегда чувствовал себя советским человеком, патриотом Родины, и вел себя соответственно. И лучше будет, если обо мне потомки будут судить по моим книгам, которым я отдал всю свою жизнь».

Тринадцатого марта 2008 года, в день 95-летия писателя президент России Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы, многолетнюю творческую и общественную деятельность.

Лидия ОШАРОВА

Фото из сети Интернет

Обсуждение - 0 комментариев