Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Тувинские обряды

4 сентября 2017
1205
Тувинские обряды
Время вспомнить!
«Все существующее на свете является одушевленным, и весь мир населен множеством добрых и еще большим числом злых духов».
(«Сказки и предания алтайских тувинцев». Э. Таубе)
 
Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённый тувинским народным традициям и обычаям. Ведь самое время вспомнить и возродить их, не искажая, не добавляя нового, не всегда походящего. Сохранять традиции – это не только изучать их, но и передавать молодому поколению. В этом номере – о роли шаманов сегодня, о культе природы в жизни этнических тувинцев.

Посредники между мирами
Все народы мира издревле почитали природу – реки, деревья, каменные валуны, пещеры. Все, словно живое, будто в каждом – душа. Вера в одухотворенность природы у тувинцев жива до сих пор. И сейчас жители республики верят, что перед тем, как готовить пищу на костре, нужно задобрить духа огня – покормить его лакомством. Шаманы, как посредники между миром людей и миром духов, не один десяток лет помогали тувинцам Китая, Монголии и, конечно, живущим в Туве. И сейчас, во время проведения многих обрядов, люди их приглашают.
Ламы вместо шаманов
Интересные сведения о духовной культуре тувинцев учёные узнали во время полевой этнографической экспедиции в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая ещё пять лет назад. В результате исследований зафиксировали, что тувинцы Китая для того, чтобы провести обряд освящения, почитания природного объекта, приглашают буддийских монахов. В связи с этим возник вопрос – почему именно лам, а не шаманов? А потому, что шаманов там просто нет, большинство тувинцев в тех краях придерживаются буддизма, а вот раньше сильных шаманов было очень много, особенно в Ак-Хаба, в селении, где проживают китайские тувинцы. Сильными шаманами были – Озугур, Булдек, Дожу. Они проводили разные обряды, обычаи, связанные с освящением оваа, огня, гор, минеральных источников, воды, деревьев и животных.

Обычаи отдаленных мест

Учёным удалось зафиксировать интересный обряд в Хубсугульском аймаке Монголии, было это во время освящения овоо, который называют – Шадар ван Чингунжавын. Сам обряд начался ранним утром. Тувинцы совершают поклонение солнцу, как источнику тепла и света. Когда оно взошло, все стали молиться, произносить священные слова, притом руки у всех были открыты и направлены в сторону солнца, тем самым они устанавливали взаимосвязь с природой.
Люди просили благополучия семьи и дома, хорошего урожая. Перед принятием первой утренней пищи тувинцы непременно совершали обряд поклонения. Кроме того, алтайские урянхайцы, веря в то, что солнце – это нечто святое и драгоценное, запрещали громко кричать или плакать в сторону солнца.

Переживать за солнце

Когда случалось солнечное затмение, это рассматривалось как дурной признак, люди испытывали беспокойство и страх. Они полагали, что затмение происходит потому, что на небе злой демон борется с солнцем. В связи с этим люди прекращали свою деятельность. Некоторые брали охотничьи ружья, заряжали их порохом и стреляли в сторону затемненного солнца, некоторые били в медную или железную утварь, веля при этом кричать своим детям. Женщины в такие дни отрезали прядь волос и бросали ее в огонь. Весь этот шум продолжался до тех пор, пока затмение солнца не прекратится.
Такие действия во время затмения уже не совершаются, а проводится обряд окропления. Ежедневно утром, в первую очередь, варят чай с молоком, наливают его в пиалу или другую посуду, выходят из юрты, брызгают девятиглазкой чай в сторону солнца и неба со словами молитвы, прося дать им счастье, здоровье, радость, тепло. И только после этого – брызгали чай в огонь очага.
Кстати, обрядовая ложка, девятиглазка, по-тувински – тос-карак, широко используется и ныне. Она имеет девять углублений, в которые и набирается молоко или традиционный чай. Разбрызгивается по сторонам света, этим воздают дань уважения духу – хозяину юрты, духам – предкам земли, духам природы. Хранят её на самом почётном месте, а после совершения обряда – ставят обратно. У тувинцев Монголии используется тринадцатиглазка. Смысл – в поклонении тринадцати хозяевам природы.

Подготовила Лилия ОЧУР
При поддержке Центра
развития тувинской традиционной
культуры и ремёсел, фото из свободных источников
Обсуждение - 0 комментариев