Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Транспортная доступность для школьников Тувы

24 октября 2017
694
Транспортная доступность для школьников Тувы

Скажу сразу – это просто мысли вслух! Никакого навязывания мнения или указки – как нужно поступать! То, что в рамках рубрики будет написано – просто раздумья, просто рассуждения, но ни в коем случае – не забава.

Поговорим о транспортной доступности для школьников, особенно это касается тех детей, которые живут, к примеру, на левобережных дачах, или в подобных районах – отдалённых и плохо обустроенных. Левобережные дачи с недавних пор считаются Кызылом, всё просто потому, что, живя там, теперь можно иметь кызылскую прописку, а значит, что все зарегистрированные там люди – жители столицы Тувы, и все они имеют права пользоваться всеми без исключения благами, услугами и льготами.

Недавно я побывал на этих дачах, причём, рано утром, когда в 7.00 попросту невозможно уехать в город. Взрослым нужно на работу, а детям – в школу, ведь на дачах получать общее образование возможности нет. Многие, кстати, учатся в девятой гимназии.

Закон «Об образовании в РФ» и требования СанПин гласят – транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно. В общем-то, транспорт для доставления детей левобережных дач в школы городские власти предоставляют – ходят школьные автобусы, которые бесплатно возят детей, но, только вот их не хватает, а, может быть, и – его одного, так как видел я всего лишь один автобус. По правилам, стоя детей перевозить нельзя, поэтому школьный автобус на борт может взять столько ребят, сколько имеет мест, а это примерно – 20-25 сидений, а учеников, желающих уехать – в разы больше.

Обычно дети учатся в две смены, реже – в три. Это значит, что на уроки в школу, рассчитанную, например, на полторы тысячи обучающихся, к 8.00 должны прийти около 750 ребят, а в 13.00 – столько же. И так во всех школах города, и есть учреждения, где по две тысячи учеников, а где и по две с половиной, и неспроста пятая гимназия Кызыла – самая многочисленная в стране, в этом году за парты школы сели – 3140 учащихся.

Общественный транспорт, как я уже говорил, поток детей не «вывозит», как бы это каламбурно не звучало. Именно из-за этого дети часто в школу и опаздывают. И подобная ситуация, когда на остановках толпы учащихся, по всему городу.

Как решить проблему? Закупать автобусы – нужны серьёзные финансовые вливания, чего, скорее всего, в бюджете нет, иначе уже приобрели бы. Строить на левобережных дачах школу – тоже большие деньги! Так что делать?

А что если пойти менее затратным способом?! Что если поток детей просто-напросто распределить по часам? Представим ту же школу, где полторы тысячи учеников. Первая часть учащихся приходит на уроки к восьми утра, вторая – к десяти, третья – к полудню, четвёртая – к двум дня. И получается, что полторы тысячи детей будут распределены на четыре потока, что составит менее четырёх сот ребят, и это только в одной школе. Это, действительно, может разгрузить детский пассажиропоток. Ещё можно сделать плавающие выходные в школах, как во многих фирмах и магазинах, когда часть детей будет отдыхать – в понедельник, вторник, другие – в среду, четверг и так далее. Разделив выходные, представьте, сколько мест освободится в транспорте! Просто обратите внимание, сколько пассажиров бывает на транспорте в выходные дни – субботу и воскресенье. Не будет толкучки и пассажиры, в желании втиснуться в любую маршрутку, уже не будут сидеть друг у друга на головах, нарушая правила перевозки. Стоит только разделить эти потоки на 5-7 частей за счет гибкого графика выходных дней. Как вам такая идея?

Да, согласен, на первый взгляд кажется безумством. Да, можно воскликнуть – зачем? Ведь уже множество лет дети учатся только с утра и с обеда, а отдыхают в субботу и воскресенье и пусть учатся дальше, да и в министерстве образования России сидят далеко не дураки, и если бы такой вариант подходил, его бы уже приняли. Да, всё это верно, а что если именно этот вариант и не рассматривали вовсе, или рассматривали, но с другого ракурса? А что если поможет?..

Напоследок хочу привести пример школ, где к образованию относятся нестандартно, где от общих правил пришлось уйти либо по велению времени, либо во благо детей и решения более важных задач, чем соблюдение правил, когда нужно, во что бы то ни стало, учиться только в две смены.

Кочевая школа, Якутия

В прошлом дети кочевников-оленеводов либо вовсе не получали систематического образования, либо были вынуждены оставаться в школах-интернатах и месяцами не видеть родных. Сегодня эта проблема решается с помощью кочевых школ, которых в России с каждым годом становится всё больше. В Якутии подобных школ уже больше десятка. Одна из таких кочевых школ называется «Кенэлэкэн». На каждой новой стоянке кочевников, помимо привычных сооружений, теперь появляется ещё и школьная палатка. Учеников можно пересчитать по пальцам. Однако, несмотря на малочисленность, впоследствии они мало в чём будут уступать своим сверстникам, которым повезло учиться в более стабильных условиях. ТАМ ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОМУ РАСПИСАНИЮ.

Круглогодичная школа, Китай

«Мы учимся, пока живы, и будем учиться, пока не умрём» – слоган китайского старшеклассника. В стране с полуторамиллиардным населением высшее образование – один из немногих социальных лифтов для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса.

Типичный распорядок дня китайского школьника в голове у российского не уложится долго. Подъём не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С восьми утра и до четырёх вечера – уроки, а потом, до девяти вечера, – дополнительные занятия. Летние каникулы начинаются в августе и длятся всего один месяц, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке.

Апрельская школа, Япония

Учебный год у них традиционно начинается в апреле. Японцы считают, что это лучшее время для начала нового этапа в жизни. Школа в Стране восходящего солнца состоит из трёх ступеней: начальная, средняя и старшая. В начальной – учатся шесть лет, в средней и старшей – по три года. Всего 12 классов, но обязательны из них лишь девять. Все каникулы уходят на подготовку к экзаменам и написание работ. Каникулы для японцев – это время, когда можно основательно сесть за учёбу. Так же проходят и выходные – за выполнением заданий.

Тринадцатилетняя школа, Италия

В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. После пяти лет начальной школы, то есть, когда итальянским детям исполняется 11 лет, они переходят в среднюю школу. Но это уже другое здание, с другими учителями и одноклассниками. И начинается она опять-таки с первого класса. Даже если это небольшой городок, шансов, что попадёшь в тот же класс, что и бывшая соседка по парте, довольно мало. По мнению итальянских учителей и родителей, такая система с раннего возраста учит детей приспосабливаться к новым обстоятельствам жизни и не бояться перемен.

Дальше – лицей. Все лицеи в Италии профильные. Поэтому школьник в 14 лет должен очень хорошо подумать, куда идти учиться дальше. И школьники, и родители заверяют, что 14 лет – это слишком рано, чтобы принимать такие важные решения. Но государство считает иначе.

Согласитесь, правила в системе образования менять можно, в том числе и расписание, главное, чтобы нашим детям было комфортнее и лучше.

Кирилл ЛИТОВЦЕВ

Обсуждение - 0 комментариев