Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Преодоление «кризиса амбиций» у подростков

15 января 2018
5111
Преодоление «кризиса амбиций» у подростков

Что нужно для формирования развития реалистичной «Я-концепции» у подростков и расширение представлений о жизненных ценностях? Читайте в новой рубрике нашего еженедельника «Сам себе психолог».


 

С раннего детства у человека формируется «Я-концепция» – система представлений о самом себе. Особенно существенное развитие системы представлений о себе происходит в подростковый период. В зависимости от того - какая сформируется «Я-концепция» - положительная или отрицательная – это все будет неминуемо влиять на качество всей последующей жизни человека.

В структуру «Я-концепции» входят два представления о себе: какой «Я-реальный» и каким хотел бы быть - «Я-идеальным». И чем сильнее расхождения между этими представлениями, тем выше уровень невротизации и дезадаптации к окружающей действительности.

Американский психолог Уильям Джеймс писал, что нормальная адекватная самооценка у человека равна счастью. Чтобы улучшить самооценку, нужно либо добиться успеха и достичь этого «идеала», который сформировался в сознании, либо снизить уровень притязаний, т.е. снизить уровень наших желаний.

Давайте подумаем, откуда у большинства молодых людей формируются их «идеалы»? Конечно же, из средств массовой информации: телевидение, интернет, глянцевые журналы, а еще, может быть, друг у друга перенимают эти убеждения.

Какую «идеальную жизнь» нам транслируют многие средства массовой информации?

Это - жить красиво, богато, праздно. И когда юные люди сравнивают свою реальную жизнь и ту идеальную, которую им показывают, то разрыв такой колоссальный, что это вызывает фрустрацию. Фрустрация - неприятное, болезненное переживание, когда не можешь удовлетворить какую-то значимую потребность. В психике сохраняется напряжение, разрядка не происходит и все это может приводить к депрессивному состоянию. Недаром специалисты в области душевного здоровья говорят, что болезнь 21 века - это депрессия.

Когда я спрашиваю у старшеклассников, с чем у них ассоциируется слово «успех»? Многие из них отвечают, что для них успех - это высокооплачиваемая работа. Иными словами, что для большинства учащихся главным в жизни становятся деньги. Конечно, сами по себе, деньги это и не плохо, и не хорошо. Проблема в другом - у юных людей очень узкое представление о смысле жизни. И задача учителей, психологов, просветителей и родителей расширять эти представления.

На своих занятиях я рассказываю про Сергея Викторовича Ковалева, который в свое время закончил МГУ, является профессором психологии, создателем системы психотерапии и личностного роста человека, автора 30 книг. Сейчас он - авторитетнейший человек не только у российских коллег, но и у западных.

К нему за психотерапией обращаются очень богатые люди, и почему-то они несчастны. Приведу в пример его афоризм: «Если вы лезете за счастьем по лестнице «успеха», то когда вы долезаете до верха, понимаете, что лестница стояла не у той стены».

Сергей Ковалев рассказывает распространенные примеры из своей практики. Представим себе бизнесмена. Банковский счёт наполнен - тратить некуда. С деньгами и карьерой всё отлично. Финансовые успехи убеждают в благополучии, но бизнесмен роет себе «эмоциональную яму», думая только о работе и деньгах, забывая о других сферах жизни. При этом, взаимоотношения с окружающими – сплошной негатив; семью и друзей заменили деловые партнеры; не верит в любовь и искренние чувства, поскольку убедил себя, что противоположный пол – корыстные создания и т.д.

Бизнесмен «достиг успеха». В отношении значимых для него ценностей – карьеры и денег он сбалансирован и благополучен. Но так ничего и не узнал о радости искренней дружбы, жизни, наполненной смыслом, творчеством и любовью.

Когда человек полностью удовлетворен своей жизнью – можем сказать, что он благополучен. Но достигая успеха только в одном, человек забывает о тех возможностях, которые открывает жизнь, сбалансированная во всех сферах.

Сергей Ковалев рекомендует методику «Звезда благополучия». Образ звезды удобен для визуализации аспектов жизни, которые составляют основу благополучия человека.

Каждая вершина «Звезды благополучия» – определяющий и незаменяемый фактор: здоровье, взаимоотношения, любовь, деньги и работа.


 


 


 


 

Здоровье

Центральная вершина – голова звезды. Проблемы со здоровьем становятся главной причиной остальных проблем.

Здоровье оцениваем по 3-м параметрам:

- Душевное здоровье: понимание, что жизнь наполнена смыслом.

- Психологическое здоровье: насколько вы принимаете мир, насколько вам в нём комфортно.

- Физическое здоровье: как вы ладите с телом, насколько оно беспокоит.


 

Взаимоотношения и любовь

Противоположные вершины звезды: справа и слева – соответствующие сферам взаимоотношений и любви. Это руки, создающие возможности для самореализации и полноценного развития в социуме.


 

Работа и деньги

Нижние вершины «Звезды благополучия» – деньги и работа – отражение возможности крепко стоять на земле. В нашем мире – основа выживаемости.

Каждый аспект жизни человека, представленный в звезде – работает в тесной взаимосвязи с другими.

Как только человек приведет в порядок все сферы звезды благополучия по Ковалёву – заживёт счастливой жизнью.


 

Из практики

На своих занятиях я ребятам рассказываю, что в психологии есть такое понятие, как «экология цели», т.е. когда мы добиваемся желаемого и от этого качество нашей жизни не должно ухудшиться. Взрослеющим детям объясняю, что есть желания, и есть прихоти. Как отличить одно от другого? Например, я работаю педагогом-психологом в Гимназии №5 города Кызыла, живу в 20 минутах ходьбы от работы. И вот я решила приобрести автомобиль. Взяла большой кредит в банке и купила джип. Как вы считаете, моя жизнь от этого улучшится?

Дети умные, большинство сразу понимают, что от своего бюджета я должна буду отрезать большой кусок пирога и кормить этого нового «члена семьи». В чем-то другом я должна буду себе отказывать, затяну поясок потуже. А вот если я работаю риелтором, и мне нужно быстро передвигаться по городу и от автомобиля зависит эффективность моей работы, и она будет влиять и на мою зарплату, то это уже желание. И опять же, наверное, не джип нужно приобрести, а что-то более экономичное. Здесь важно понять, что вещи должны служить нам, а не мы им.

Вот таким образом мы на уроках разбираем потребительскую психологию и учимся делать осознанный выбор, то есть, когда мы достигаем своих целей, от этого качество жизни не должно ухудшаться.

 

Марина Жук, психолог

Обсуждение - 0 комментариев