Oтзывы и предложения для Кызыл-онлайн — Новости, Объявления, Афиша, Предприятия, Работа.

Народные традиции

12 сентября 2017
1022
Народные традиции
Мы продолжаем цикл публикаций, посвящённый тувинским народным традициям и обычаям. Ведь самое время вспомнить и возродить их, не искажая, не добавляя нового, не всегда походящего. Сохранять традиции – это не только изучать их, но и передавать молодому поколению. В этом номере – об освящении оросительных каналов – буга суу дагыыры.

С чего начинали освящение?
Освящение тайги или священных мест начинается сразу после спада в реке «красной воды», когда распустились все почки на деревьях. Гору Кызыл-Тайга, что в Сут-Хольском районе, освящали аймаки Ондаров, гору Бай-Тайга, что, соответственно, в Бай-Тайге, – Салчаки и Хертеки. В последнем участвовал в свое время Хайдып Угер Даа, а затем и ноян Буян-Бадыргы.

Для освящения тайги или большой горы ставят на определенном месте оваа – конструкцию из стволов лиственницы в виде шатра. Освящение оросительного канала – буга суу, также как и освящение тайги, проводят массово, с участием жителей села или района, а вот освящение источника – суг бажы дагыыры – это семейное мероприятие, для этого представители фамильного рода приглашают ламу или шамана. Также только в узком семейном кругу проводят и освящение дерева – хам-дыт.

Обычно обрядовые мероприятия проводятся недалеко от населенного пункта или чабанской стоянки. В 1949 году, когда освящали оросительный канал левого Алаша, участники обряда сначала установили  столб – киискин, на вершине которого повесили пучки колосьев с прошлогоднего урожая. Перед столбом разожгли священный огонь для подношения белой пищи – быштака, кадыка, чокпека, чоомея. К слову, в то время пищу для подношения распределяли между аалами – кто придёт на праздник с сыром, а кто со сметаной. Кроме того, с прошлогоднего урожая оставляли зерно на семена, часть из которого также использовалась для праздника освящения канала.

Когда вода бежит вверх!
Канал от левого Алаша с одной стороны защищенный горой, а с другой стороны – большими лиственницами, называли – Чингис бугазы – Чингисовы каналы. Они были большими – протяжённостью до 30 километров!
В своих работах кандидат исторических наук Андрей Ашак-оол отмечает, что каналы в Чаа-Холе также относятся к категории «Чингисовы каналы». Там вода через канал вытекает из Ак-Хема, напротив села Ак-Туруг, и, как ни странно, она течёт – вверх, вдоль склона горы! Это как же надо было всё просчитать, чтобы вода потекла на возвышенность?! Удивительно! Кроме того, далее вода переливается через горку, спускается на определенной скорости и далее поднимается на другую возвышенность, огибая всю гору. Вот!
В то время для разработки ирригации приглашались знатоки из Монголии и Тибета. Об этом писал Базыр Давааевич Монгуш – депутат Верховного Хурала Тувы.

Без женщин – никак!
Еще один интересный случай. В 1985 году в Сут-Хольском районе с командировкой были ветеринары. Стоя у подножия тайги, они услышали наверху шум воды, как с большого канала. Оказалось, что таёжная река, с двух сторон стиснённая скалами, в одном месте, через выдолбленные желобки на толстых деревьях, перетекает на берег, поливая близлежащие пашни. Стоит отметить, что эти деревья с желобками лежат там десятилетиями и служат незаменимой системой орошения.
В народе говорят: обряды освящения оросительного канала женщинам желательно не посещать, но многие учёные не согласны с этим. Они считают, что, наоборот, именно женщины готовили праздничную пищу для тех, кто очищает и приводит в порядок оросительные каналы, ведь в день освящения проводятся различные мероприятия, а, значит, закалывают барана, а значит – мясо нужно промывать и готовить. А кто это будет делать? Женщины!
И ещё один интересный факт. В то время победитель хуреша получал опаленную на огне отварную баранью голову, что считается самым уважаемым блюдом у тувинцев.
Знания предков использовать сегодня!
Несколько лет назад сотрудники администрации села Чодураа Улуг-Хемского района получили задание организовать работу по проведению весеннего освящения оросительного канала. Когда они канал очищали, заметили, что в своё время здесь была проведена большая работа, например, стены из камней, как на Китайской стене, а плотины укреплялись сучьями деревьев. Так, почему же перестали использовать древние способы ирригации? Есть мнение, что количество воды в Туве уменьшилось, однако один старожил в своём рассказе – как предки делали запас воды – поведал, что зимой, когда главные мужи села ходили на охоту, в подлесье, где протекает таёжная речка, прокалывали лёд, выпуская воду, таким образом, создавая наледь. Вот так лёд до самой весны и копили, а с приходом марта, после того, как каналы расчищены и начинается таяние снега и льда, весь запас воды бурным потоком шёл во все артерии системы орошения в близлежащие поля и села.
Некоторые учёные и исследователи считают, что этот способ ирригации стоит использовать и сегодня. Впрочем, тут уже последнее слово за главами сёл и местными предпринимателями, занимающимися земледелием.

Поддержать мелиораторов
Упадок земледельческих работ в Туве пришелся с распадом Советского Союза, но, несмотря на это, зерно в республике сеяли всегда. Семенами-то государство тружеников села обеспечивает, вот только долгое время не выгодно было народу выращивать его на продажу из-за низких цен. Экспорт возможен был только в крупных регионах Черноземья, как в Ставропольском крае, к примеру. Однако ситуация в Туве сегодня меняется, и меняется – в лучшую сторону. В животноводческом регионе очень важно поднимать выращивание зерновых, и отрадно, что сегодня есть люди, которые предпочитают тувинскому далгану, изготовленному машинным способом, продукт ручного помола.
Раньше в Улуг-Хемском районе держали пчел, которые давали до 70-80 тонн меда в год, а в сут-хольском Хондергее была кроличья ферма, и для всех этих направлений сельского хозяйства нужна была вода, и она была. Поэтому крайне важно сегодня восстановить старые мелиоративные каналы – бугалар. И сделать это, на мой взгляд, нужно каждому району, каждому селу.

Участникам губернаторского проекта «Одно село – один продукт» важно поставить вопрос водоснабжения своих угодий, пастбищ, огородов и пашен, а министерствам, работающим с молодежью, нужно выработать гранты для восстановления и развития мелиоративной системы Тувы. Научить молодежь традициям предков – вот главная задача сегодня. Поливальщиков и мелиораторов, думаю, нужно поддерживать.

Сылдыс КАРА-САЛ
Обсуждение - 0 комментариев