После революции 1917 года, когда торжественно был провозглашен марксизм-ленинизм, религию российского народа "задвинули за печку". Носить нательный крест на груди считалось не просто дурным тоном, а вызовом новому строю. В церквях организовывали овощехранилища, библиотеки или их просто взрывали. Советский Союз, чувствуя себя нерушимой державой, начал диктовать свои правила. И хотя церковь всегда была отделена от государства, был снесен Московский храм Христа Спасителя, на месте которого был построен открытый бассейн. Но время имеет тенденцию к изменению строя. Иначе, как понять, что с 1 сентября 2012 года во всех школах России в обязательном порядке был введен новый предмет...
Перестройка встряхнула всю страну. И Туву тоже. И к началу нового века мы стали не только россиянами, но и людьми, которые сами вправе выбирать себе вероисповедание. А с 1 сентября 2012 года в школьную программу вводится обязательный поредмет - "«Основы религиозных культур и светской этики». С 1 апреля 2010 года в школах 19 субъектах Российской Федерации началась апробация нового предмета в порядке эксперимента с 2010 по 2011 годы. Предмет будет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часа (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Как сообщили в министерстве образования республики, преподаватели данного предмета прошли курсы по технологии преподования совершенно новой дисциплины. К слову сказать, во многих семьях, где росли дети Советского Союза, о религии давно забыли. Детей в церковь водят, крестят. Но понимают ли они о чем или о ком идет речь, если их атеисты-родители не то, что в Библии, в элементарных понятиях разбираются крайне плохо. Что ни говори, а советский атеизм здорово ударил по мозгам трудящихся. Поэтому сейчас на уровне преподавания ведется дискуссия: как преподавать данный предмет. В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги. «Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер». Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса. И здесь главное не забыть, что даже в нашей республике, где проживают в основном буддисты и православные, есть и представители шаманизма (древней религии тувинского народа), мусульманства и иудаизма. Хотя в малых процентах, но такие верующие тоже есть. Чтож, время покажет.