Так, или примерно так, и еще более жестко, называли в советское время религию в СССР. Тех, кто посещал в Туве хурээ, церковь или ходил шаманам, всячески позорили на страницах газет. Но, лишив людей права посещать культовые места, общество лишилось и духовности. Наконец-то, поняли.
И с 1 сентября 2012 года во всех школах России введен предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Предмет включен в обязательную часть образовательной программы 4-го класса начальной школы в объеме 34 часов (1 час в неделю) в течение всего учебного года. Дети этот предмет будут изучать только один год. О введении этого предмета говорили давно, разрабатывали программу. В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. тогда еще Президент России Д. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги. «Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер. Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая. Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса». Учебный курс нового предмета включает в себя 6 модулей, которые выбирает сам ребенок с письменного согласия родителей. Если родители против изучения этого предмета – школьник изучать его не будет без всяких для этого последствий. Учебный курс включает в себя 6 модулей: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3.Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики. Курс выбирается по выбору.
Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений. В республике Тува 4-классниками было выбрано в основном три модуля: - буддизм, основы светской этики; основы мировых религиозных культур. Всего 2% четвероклассников Тувы хотят изучать православие; изучение иудейской и исламской культуры не выбрал никто. Учебники выданы детям бесплатно.
По концепции программы преподавать предмет желательно должны верующие люди. Вот с этим сложнее. Прошло полгода, как предмет вошел в школьную программу. Учителям есть о чем поговорить и подвести итоги. Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров 27 февраля 2013 года в 10.00 часов в конференц-зале института на ул.Чургуй-оола, 1 проводит семинар по программе «Преподавание модуля «Основы буддийской культуры» в начальной школе в условиях современного общества» для учителей, преподающих этот курс.
Лектор по основам преподавания буддизма - досточтимый Геше Лхарамба Лопсанг Гьялцен, ученый из «Гоманг» монастыря (Южная Индия).
А 29 марта 2013 года, 09.00 часов, г. Кызыл, ул. Чургуй-оола, 1, в актовом зале пройдет республиканская конференция учителей, преподающих новый предмет. На конференции планируется проведение пленарного заседания и круглых столов; выпуск сборника, включающий обобщение проведенной работы в ходе конференции, анализ накопленного опыта внедрения курса ОРКСЭ, представление лучших практик, статьи, методические рекомендации.